11 сентября 2001

ВМЕСТЕ С ЛОРДОМ ДЖОНСТОНОМ В АРМЕНИИ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ "ГОРЯЧЕЙ" ОСЕНИ

"Я понял, что меня здесь не поняли"

Первый день трехдневного заседания осенней сессии Национального Собрания Армении прошел в условиях напряженности как за стенами здания парламента, так и внутри него. С улицы здание было окружено полицейскими. Ну а в зале заседаний Национального Собрания в парламентариями решил побеседовать прибывший в Армению в рамках регионального визита председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы лорд Рассел Джонстон. По его словам, с Арменией, являющейся членом СЕ, он собирался говорить так, как подобает "друзьям". А "в отношении друзей мы проявляем больше искренности и меньше учтивости",- заявил лорд.
Свое выступление председатель ПАСЕ построил очень дипломатично, с учетом армянского менталитета. И все же он несколько ошибся в своих расчетах. Начал он с воспоминаний о расстрелянном во время теракта 27 октября 1999 г. спикере армянского парламента Карене Демирчяне. Г-н Джонстон сказал, что хочет "хочет почтить память жертв теракта и отдать дань уважения за все, что они сделали для своей страны". Отметив, что вступление в Совет Европы - большая честь для Армении, он напомнил о необходимости выполнять обязательства, взятые при вступлении нашей страны в СЕ. Лорд также предупредил, что Евросовет не идет на компромиссы, когда дело касается "основных принципов демократии, прав человека и верховенства законов". В связи с этим он в первую очередь коснулся вопроса об отмене в Армении смертной казни. Рассел Джонстон уже знал о том, что в новом варианте Уголовного законодательства смертная казнь не предусмотрена. Он был проинформирован и о том, что этот шаг не получил одобрения, особенно в связи с делом о теракте 27 октября. И тем не менее г-н Джонстон осмелился заявить с трибуны парламента, что решение об отмене смертной казни "необходимо принять во имя всего общества". После этих слов пережившие ужас теракта парламентарии стали проявлять признаки недовольства. Чуть позже вице-спикер Тигран Торосян сказал, что г-ну Джонстону следовало бы потребовать сперва отмены смертной казни в Турции, ставшейа членом Евросовета намного раньше Армении.
После агитации в пользу отмены смертной казни председатель ПАСЕ перешел к карабахской проблеме. Он еще раз напомнил, чем руководствовались европейцы, принимая Армению и Азербайджан в Совет Европы. Побудительным мотивом для этого, по словам лорда, стала надежда на ускорение достижения урегулирования конфликта. Он сообщил, что "в Страсбурге и других европейских столицах не скрывают разочарования". Поэтому Совет Европы отныне намерен непосредственно вовлечься в процесс карабахского урегулирования. Говоря о переговорах между президентами Армении и Азербайджана, г-н Джонстон отметил, что ему не хотелось бы использовать слово "провал". Он также подчеркнул необходимость расширения рамок этого диалога с вовлечением в него широких слоев населения.
После этого лорд Джонстон вспомнил небольшой эпизод своей встречи с покойным Кареном Демирчяном. "Я не раскрою секрета, если скажу, что этот вопрос (Карабаха. - М.Е.) мы много обсуждали с Кареном Демирчяном. Иногда людям надо проявлять большую гибкость и не стесняться этого, если таково веление времени. Карен (интересно, что в этом месте г-н Джонстон, стремясь придать своим словам большую доверительность, не упомянул фамилию покойного спикера) выступал за то, чтобы были освобождены ранее заселенные азербайджанцами территории вокруг Нагорного Карабаха, а центральное плоскогорье было заселено армянами и имело кордиор, связывающий с Арменией". При этих словах депутаты вновь недовольно зашумели. Когда же лорд Джонстон заявил, что это, возможно, было бы нарушением принципа территориальной целостности, законодатели окончательно вышли из себя. Зал покинули члены депутатской группы "Айастан" (без Мясника Малхасяна), коммунисты Норик Петросян (уходя, он почему-то выкрикнул "Вива Европа!"), Хорен Саркисян, а также депутаты от Народной партии Армении и член Национально-демократического союза Семен Багдасарян.
Секретарь НПА Степан Закарян заявил, что не считает корректным, когда делаются заявления от имени человека, которого уже нет в живых. Григор Арутюнян также расценил высказывания председателя ПАСЕ как аморальные. Подобный подход осудил и председатель фракции АРФ Дашнакцутюн Агван Вартанян. "Я считаю неверным высказывание лордом Джонстоном суждений об освобождении окружающих Карабах территорий на основе своих личных воспоминаний. Национальное Собрание РА высказало свое единое мнение по проблеме Карабаха в совместном заявлении всех фракций и групп". Г-н Вартанян не согласился и с точкой зрения председателя Парламенсткой Ассамблеи СЕ о провале переговоров на высшем уровне между Арменией и Азербайджаном. "Если процесс и замедлился, то только по вине Азербайджана, отклонившего последние предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ",- отметил депутат. Он высказал сомнение в том, что непосредственное вовлечение Евросовета в процесс карабахского урегулирования может сыграть позитивную роль.
В заключение добавим, что после встреч в армянском парламенте Рассел Джонстон признался: "Я понял, что меня здесь не поняли".


Маргарита ЕСАЯН

,.