15 июля 2005

ТЕРРИТОРИИ В ОБМЕН НА ОТКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ РЕФЕРЕНДУМ

Представители блока “АРФ Дашнакцутюн – Движение-88” считают недопустимым возвращение Азербайджану освобожденных территорий вокруг Нагорного Карабаха.

“Не стоит торопить события”,- заявил член Центрального комитета Арцаха АРФ Дашнакцутюн Жирайр Шахиджанян в ответ на просьбу прокомментировать представленный на днях радиостанцией “Свобода” вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В соответствии с этим документов в ближайшие 10-15 лет будет проведен референдум, Азербайджан признает право Нагорного Карабаха на самоопределение. Под контролем Карабаха останется лишь Лачин, остальные территории будут возвращены Азербайджану в обмен на согласие провести референдум. “Мы сегодня против любых уступок,- сказал Жирайр Шахиджанян. – Мы принципиально против любого варианта возвращения территорий. Такова позиция нашей партии. А что будет в дальнейшем, покажет время. Когда представят конкретное предложение, конкретный документ, тогда этот вопрос и обсудим”.
Виталий Баласанян, избранный депутатом парламента Нагорного Карабаха по пропорциональному списку “АРФД – Движение-88”, в беседе с нами заметил: “Армянская сторона прежде всего должна сделать все, чтобы международное сообщество поняло, кто начал эту войну. А уже потом пусть думают, какие территории могут стать предметом обсуждения”. “А кому принадлежали эти территории в 1923 году, когда был проведен референдум?,- добавил Баласанян. - НКР свой референдум уже провела. Считаю, что сейчас рано говорить об уступках, поскольку 12 мая 1994 года мы уже пошли на уступку – заключили соглашение о перемирии, которое не имеет правовой силы, не признано ни одной международной инстанцией. Давайте уточним, сколько армянских солдат было убито после этого азербайджанской стороной. Если окажется, что ни одного, мы опять пойдем на уступки. Однако перестрелки продолжаются по сей день. Если есть международные структуры или государства, которые в состоянии остановить рост числа жертв и раненых, пусть они сделают это, а потом уже обсуждают остальные вопросы”.
Пользуясь случаем, мы попросили Виталия Баласаняна прокомментировать еще одно заявление. На днях министра обороны Армении Сержа Саркисяна обвинили в том, что его заявления об уступках влияют на морально-психологический климат в армии. Касаясь этих обвинений, глава оборонного ведомства сказал: “Кто этот специалист по морально-психологическому климату в армии, который пытается обвинить меня? Кто лучше меня разбирается в этих вопросах? Посоветуйте этим людям, чтобы они перед тем, как что-то сказать, крепко подумали. Высказываются те, кто не знает армии, кто, скажем так, “вылетел” из армии, не смог приспособиться ко взаимоотношениям командир-подчиненный. Если они так переживают за армию, за эти территории, пусть бы остались в армии или пусть сейчас придут защищать ее, а не давать со стороны советы. Да, я говорил о компромиссах. Еще раз повторяю: я говорил об этом десять лет назад и буду говорить до тех пор, пока проблема не решится. Если назовете хотя бы один конфликт в мире, который был урегулирован без компромиссов, я признаю свою ошибку. Но представлять компромисс как пораженческое настроение, это подло, это политический щипок, даже не удар. Пытаются ущипнуть сзади. Между тем все знают, что у меня никогда не было пораженческих настроений”.
Эти высказывания можно отнести и к Виталию Баласаняну, занимавшему ранее должность заместителя командующего Армией обороны НКР. Сейчас он уже не имеет отношения к армии, а недавно иронично заметил, что за всю историю человечества не было такого министра обороны, который бы говорил о сдаче территорий, так что Сержа Саркисяна можно занести в Книгу рекордов Гиннеса. ”Не думаю, что министр обороны Армении имел в виду меня. Если же его высказывания адресованы и мне, то пусть тогда опубликуют приказ о моей демобилизации, а он прокомментирует причины моего ухода из армии. Из армии демобилизуются либо в случае истечения срока обязательной военной службы, либо выхода на пенсию либо в результате невыполнения обязанностей, возбуждения уголовного дела и так далее. Моя демобилизация не подходит ни под одну из этих причин. Поэтому я считаю, что эти слова Сержа Саркисяна ко мне не относятся”.

АННА ИСРАЕЛЯН